Функция аналитического мышления

Результат пошуку зображень за запитом тайвін ланістер Генетическая аномалия, которая случилась примерно 70 тысяч лет назад позволяет человеку испытывать разнообразные эмоции, накапливать и передавать знания, придумывать и изобретать новое, меняя мир вокруг себя, вариативно трактовать происходящее и делать прогнозы.

Психическая деятельность забросила сапиенса на вершину эволюции и именно эта деятельность забрасывает людей на диваны психоаналитиков. Да, человеческое воображение создало Сикстинскую капеллу, токкату ре-минор и двигатель внутреннего сгорания. Кто-то когда-то представил себе, что можно сделать лучше, удобнее или красивее – и стало так. Но это же воображение приносит человеку страдание, боль и страх.

Львица не бросится с обрыва в пропасть потому, что застала отца своих львят с другой львицей. Пантера, не поймав зебру, не будет лежать в кустах в депрессии месяц. Самка стрижа не бросит своих неоперившихся птенцов ради самореализации. У дятла не будет профессионального выгорания после долгих лет долбления деревьев.

А у человека может быть все это и многое другое. Способность видеть больше, чем есть на самом деле безгранична. Нелепая шутка, активизировав спящие в психике программы и воспоминания, в итоге, раскрутив психоз, может причинить человеку такую боль, что ему легче будет покончить с собой, чем это терпеть. В сухом остатке мы получим действие и результат: шутка (короткий рассказ) убила человека. Но это же абсурдно, такого не может быть! Благодаря воображению – может. Одна ошибка мышления запустила цепную реакцию ошибок в психике и 100 триллионов здоровых, функционирующих клеток, беспричинно (с точки зрения эволюции) добровольно самоуничтожились.

Воображение – это как ядерная энергия, которая может быть, как источником жизни, так и источником смерти. Так как сделать этот атом мирным?

К счастью психика взрослого человека (иногда/часто/всегда (в зависимости от степени зрелости)) располагает альфа-функцией – это функция аналитического мышления. Человек видит факты, обрабатывает их, рассматривает возможные варианты развития ситуации и принимает решение.

Рассмотрим такой пример:

Ой, что-то стукнуло! (страх от непонятного звука)
Наверное, это под кроватью… (непроверенная информация)

Наверное, это монстр!!! (ошибка мышления)

Воображение рисует отвратительного фиолетового монстра напоминающего осьминога, у него глаза светятся и огромная пасть. И стоит лишь спустить ногу с кровати – он тут же схватит тебя и утащит во тьму. И, наверное, съест – дальше воображение боится генерировать результат – и так страшно. Ребенок до крайности напуган, сердце учащенно бьется, лоб становится влажными. Когда напряжение становиться невыносимым и ребенок приближается к страху смерти, он кричит:
- Маааамаааа!!!

Прибегает мать, испуганная этим криком. Ее воображение уже тоже успело нарисовать несколько страшных причин этому воплю.
- Что случилось?
- У меня монстр под кроватью, мам!

А теперь рассмотрим несколько вариантов зрелости взрослой психики:

а) - Дурак! Так меня напугал! (уходит) (материнская психика в состоянии распада, она не справилась со своим испугом потому агрессивно повела себя по отношению к ребенку. Ребенок испытает чувство вины и будет испытывать его всякий раз, когда ему нужно будет обратиться за помощью)

б) - Не говори глупости! Монстров не существует! (уходит) (материнская контейнирующая площадка занята своим мусором, потому перерабатывать страхи ребенка она не может. Ребенок получив такой урок, скорее всего будет сомневаться том, что видит, разовьется нерешительность)

в) – Я сейчас включу фонарик, и ты увидишь, что у тебя под кроватью никого нет. (смотрят на пыль и потерянные носки в луче фонарика. Мать оставляет фонарик ребенку и уходит) (Ребенок получил поддержку и инструмент (в прямом смысле слова) для решения своей проблемы)

Если у матери еще больше свободного места на контейнирующей площадке, она может лечь рядом с ребенком и обсудить монстра. Расспросить подробнее о его внешнем виде, о его пищевых предпочтениях – пойти вместе с ребенком в мир фантазии, посочинять и пошутить. Потом они посмотрят все-таки, что кроме пыли и носков под кроватью никого нет – и станет даже немного жаль, потому что хороший монстр – в хозяйстве пригодиться. Таким образом ребенок получит все то же, что и в прошлом примере, плюс коммуникативные навыки и ощущение того, что он любим и важен.

Очень похожие вещи происходят и на психоаналитических сессиях. Психоаналитик, как человек с альфа-функцией (прямо альфа-самец/самка) выслушивает многочисленные, многослойные и запутанные истории о том, как факт из человеческой жизни превратился в многотомный кровавый детектив, местами переходящий в фантастическую сагу, а порой в сюрреалистическую сумятицу. Разматывая этот комок, анализируя и сопоставляя, аналитик учит анализанта мыслить. Это занимает немало времени. Но когда-нибудь вместо душераздирающего «МАААМАААА!!!» анализант потянется к фонарику и решит свою проблему самостоятельно, а еще через время, с уверенностью подумает, что нет там никаких чудовищ, а только носки и пыль.